Аферисты ответили за ОСАГО
14 мая вынесен первый приговор в Петербурге по делу о мошенничестве в отношении страховых компаний по ОСАГО.
Отец и сын Окуневы по решению Смольненского суда Санкт-Петербурга получили по 4 года условно с испытательным сроком 3 года за инсценировку ДТП, незаконное получение со страхового общества «Регион» 170 тысяч рублей и попытку получить 113 тысяч рублей с СК «Прогресс-Нева».
Свою деятельность династия аферистов начала практически с введением обязательного страхования автогражданской ответственности. Для предприимчивых, но не отягощенных моральными устоями, людей открылось огромное количество новых возможностей. Семейство Окуневых разработало хитроумную схему: приобретали разбитую иномарку, которую использовали в качестве транспортного средства «потерпевшей» стороны, а возмещение с «виновника» ДТП получали по полису ОСАГО, как за вполне приличный автомобиль. Окунев-младший, управляя не ходовым (в прямом и переносном смысле) «металлоломом», якобы попадал в аварию, сотрудник ГАИ составлял схему ДТП, после чего разбитая машина предъявлялась оценщиков, среди которых всегда находился заинтересованный человек, составлявший нужные экспертизы. После чего оформленные в надлежащем виде документы направлялись в страховые компании для компенсации «ущерба».
Три года назад Окунев-младший купил старенький «SAAB 9000» с серьезными повреждениями, и почти сразу попал на нем в ДТП. Врезался в «Жигули», по необъяснимому (в суде) стечению обстоятельств, оказавшиеся автомобилем двоюродного брата. Полученные в «Росгосстрахе» 83 тысячи рублей на время сгладили боль утраты неликвида.
Тем более, что через месяц «SAAB 9000» вновь сослужил студенту Окуневу хорошую службу: машина, без шансов на восстановления, вновь умудрилась доехать до места аварии, где ее опять срезал «жигуленок» двоюродного брата. Правда, водитель, управлявший автомобилем по доверенности, был другой, и полис ОСАГО оформлен в другой компании. 75 тысяч рублей Окунев получил в страховом обществе «Регион».
Для третьего ДТП Окуневы купили новый SAAB-9000. Не в смысле, что только что с конвейера – просто другой. Прежний владелец машины, выступая в суде, свидетельствовал, что продал свой вишневый «SAAB», когда тот «был разбит и не мог самостоятельно передвигаться». Тем не менее, эта машина два дня подряд играла роль «пострадавшего ТС» в ДТП, и оба раза виновником происшествия оказывалась одна и та же машина. Документы по первому ДТП были поданы в страховую компанию «Прогресс-Нева», а по второму – в «Регион». В первой по какой-то причине выплату задержали, а СОАО «Регион» выплатило в срок - 95 тысяч рублей.
Тем не менее, второе обращение мошенников в «Регион» спровоцировало расследование ситуации, в результате которого мошенники оказались на скамье подсудимых. Дело в том, что в страховых компаниях вопросы выплат находятся в поле компетентности отделов (или Управлений) урегулирования убытком, выявление мошенничества – зона ответственности Служб экономической безопасности. Созданная к тому времени информационная база по всем выплатам (анализирующая фамилии участников ДТП, марки автомобилей, государственные номера и суммы выплат) помогла обнаружить идентичность двух случаев.
К тому времени, как отец и сын по очередному ДТП пришли за компенсацией в СОАО «Регион», они были задержаны сотрудниками 9 отдела УБОП, предусмотрительно приглашенными службой экономической безопасности страховой компании.
Сейчас в прокуратуре находится еще одно уголовное дело в отношении «страховых» мошенников, в котором около 30 эпизодов преступной деятельности группы, которая занималась организацией имитируемых ДТП. Пострадавшими по делу признаны 9 страховых компаний Северо-Западного региона, фигурантами проходят сотрудники ГИБДД, работники оценочной компании, а также родственники и приятели династии Окуневых. Ущерб исчисляется миллионами рублей. «Без помощи специалистов провернуть такую аферу сложно. Сотрудник ГАИ или эксперт-оценщик сразу видит, что ДТП – «подставное» и повреждения на автомобиле причинены не сейчас. Другой вопрос – что они зафиксируют в документах. Бывает, конечно, что оценщики могут что-то пропустить – но это, скорее, исключение: чаще всего присутствует заинтересованность: все экспертизы по уголовному делу Окуневых, например, были сделаны в Северо-Западной региональной оценочной компании. И эксперт был один и тот же», - считает Владимир Хомяков, директор по экономической безопасности СОАО «Регион».